В России испокон веку государство, хотя и играло ведущую роль в
любом денежном деле, не закрывало пути частной инициативе. Конечно, "не
всякому прытко повезет судьба: кому какая линия", как говаривали в
старину. А линия Московско-Нижегородской железной дороги в этом смысле
небезынтересна.
В начале 1840-х годов, когда Институт
корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге обсуждал вопрос о
неприменимости же-лезных дорог к потребностям России, в Министерство
путей сообщения поступила заявка от нижегородского откупщика
А.А.Вонляр-лярского. Он предлагал соединить рельсовым путем Москву с
городом Муромом, а затем по реке Оке наладить буксирное пароходст-во до
Нижнего Новгорода, и таким образом связать центр империи с Поволжьем.
Желая получить заказ, настойчивый купец сулил бес-платную передачу
новой дороги казне через 50 лет и обещал строить ее на свой страх и
риск. Такая инициатива императору Николаю I понравилась, но тут купец и
разорился. Тем не менее, идея витала в воздухе...
Да и как было не
мечтать о железнодорожной линии, которая свяжет Москву купеческую с
Нижегородской ярмаркой, где собира-лась вся Россия торговая! Ведь
путешествие туда для коммерческого люда было сущим мучением. Обычно
глава "дела" нанимал одну или две двухэтажные почтовые
кареты-"мальпосты" и ехал с тюками и баулами двое с половиной суток до
Нижнего. Рабочие с при-казчиком отправлялись при товаре на тройках,
проезжавших то же расстояние за семь дней, или одноконных подводах,
которые тру-сили неспешно дней десять, а то и более, по разбитой и
колеистой дороге. Сентябрьские дожди и непролазная грязь делали путь
осо-бенно утомительным.
Чтобы отправить товар водным путем, надо
было озаботиться об этом заранее. В весенний паводок приходили в Москву
из Нижнего барки с хлебом, дровами и сеном. Разгрузившись, они
следовали обратно. Вот тут и заполняли их своими грузами московские
тор-говцы. Плавание продолжалось не менее месяца и мало походило на
приятный вояж. Приткнувшись при своем добре, зачинатели российского
предпринимательства терпели зной и холод на палубе, питаясь "чем Бог
послал". А еще был такой вариант: до Ярослав-ля тарантасом, а потом -
на пароходе.
Теперь становится понятно, какие радостные чувства
охватили "торгово-промышленников", когда Главное Общество Российских
железных дорог в 1857 году получило подряд на строительство
Московско-Нижегородской ветки. Под его вывеской скрывалось акци-онерное
предприятие с первоначальным капиталом в 275 миллионов рублей, за
спиной которого маячил мощный фасад парижского банка "Креди Мобилье".
Совет управления имел два комитета - в Петербурге и в Париже, но, желая
ускорить дело, российские вла-сти фактически передали финансовый
контроль за деятельностью Общества международному капиталу в лице
банкирских домов анг-личан Берингов, французов Перейра и Гопе из
Амстердама.
Разместив большинство акций за границей, правительство
о том вскоре сильно пожалело, так как все они "сгорели" во время
ев-ропейского финансового кризиса. Для окончания строительства
Московско-Нижегородской дороги пришлось Государственному ка-значейству
выдавать ссуду в 28 миллионов уже соотечественникам, и дело сдвинулось
с мертвой точки. Парижская сторона, однако, всё держала под контролем:
исполнительские работы были поручены управлению французского инженера
Карла Колиньона, поста-вившего своих специалистов на все командные
посты вплоть до кондукторов.
Как водится, вокруг строительства
завертелись огромные деньги. Обычно концессии выдавались по такой цене
за версту, что в карман выходило около 50 тысяч "с версты", так что
Нижегородская сулила капитал в 25-30 миллионов. Не захочешь, а станешь
же-лезнодорожным Монтекристо! А если дорогу провести, к примеру, через
именьице жены или по лесу шурина, поставив при этом за зе-млю самую
высокую цену, то материально помочь можно было родным и близким.
Первой
открыта была часть дороги от Нижнего до Владимира. А в августе 1862
года уехавшие торговать на ярмарку купцы ехали в Москву уже по новому
рельсовому пути. Делали они это с опаской, так как первый поезд
отправившийся из Нижнего Новгорода под крики "Ура!" собравшихся на
перроне высоких гостей, потерпел крушение у города Коврова. Но
недоделки были вскоре исправлены, и движение наладилось.
В 1893
году валовый доход с версты составлял 29 357 рублей, а протяженность
линии была 410 верст (438,7 км). Тем не менее, Общество оставалось
одним крупнейших должников казны. Но через тридцать два года терпению
правительства пришел конец, и оно выкупило дорогу.
По
Московско-Нижегородской дороге проезжало тогда свыше двух тысяч
пассажиров. В дни работы ярмарки вагоны были пере-полнены коммерческой
публикой, а начиная с мая и до сентября к ней примешивались дачники.
Находящиеся вдоль трассы Москов-ский, Богородский уезды и далее
Покровский уезд Владимирской губернии, хоть и считались фабричными,
имели замечательные лес-ные пейзажи. Еще в 1838 году сенатор Павел
Иванович Сумароков в записках "Прогулка по 12-ти губерниям" писал об
этих краях: "Куда не поезжай, увидишь веселые, живописные виды... Здесь
на горе дом с колоннами, галереями... Внизу течет река... Журчит
обильный ручей... Луга осеняются рощами... Панорамы как кулисы часто
переменяются..."
С наступлением "железнодорожной" эпохи красивые
места в окрестностях Москвы стали для предприимчивых горожан не только
объектом любования, а товаром первой необходимости. Ближайшие
пригороды обрастали фабриками и заводами, где день и ночь не умолкал
шум производства. А москвичи устремлялись далее в сельские просторы в
надежде купить недорого или в крайнем случае нанять на лето уютный
уголок. "Что нужно для дач? - рассуждал автор книги "Окрестности Москвы
в историческом отношении и в сов-ременном их виде для выбора дач и
гуляния" Сергей Любецкий. - Чистый воздух, проточная свежая вода, сухая
почва земли, обилие леса (преимущественно пихт и сосен). Что дачи
полезны в гигиеническом отношении, всякому известно и по теории, и по
практике, но требования к дачной жизни не у всех одинаковы".
"Лоно
природы" по линии Нижегородской железной дороге официально оценивалось
25-60 копеек за десятину (1,9 га), с коих и платили налоги. Но даже
окрестные крестьяне, работая на фабриках, в летние месяцы со всеми
чадами и домочадцами перебирались в сараи и риги, сдавая свои избы с
садами под дачи или продавая свои участки под строительство от 240 до
400 рублей за десятину. При этом, земля в радиусе 20 верст (то есть до
34 км) от города была дороже, а далее - дешевела. Не все состоятельные
москвичи могли себе построить дачу или купить имение, но у них хватало
денег, чтобы барское поместье снять на лето.
Происходившая из
семьи богатых обувщиков Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт
вспоминала: "Я прожила 12 лет в разных старинных усадьбах, одна
красивее другой. Так как семья наша была большая, то дом требовался
поместительный с непременными условиями при съеме ставились, чтобы
местность была красивая, чтобы была река, лес, прогулка... Нам дом
сдавали на лето со всей обстановкой: с картинами, статуями,
библиотекой, с бильярдом, а иногда и с роялем даже. Цена такого дома
была от 700 до 1000 р. Не-которые хозяева этих усадеб оставляли себе в
доме две - три комнаты, где проводили лето".
Хотя на рынке
загородной недвижимости сто лет назад было оживленно и, как сообщал
рекламный "Торгово-промышленный лис-ток объявлений", "имений на
продажу заявлено на много миллионов рублей", вдоль Нижегородской линии
они давно уже находи-лись в надежных руках. А чуть что - появлялся в
газете подобный призыв: "Гвоздь сезона! Поднимитесь на воздушном шаре
аэроклу-ба. Широко, беспредельно раскинулось вокруг Москвы панорама
продающихся этой весною имений. Сотни тысяч покупателей разъез-жают по
ж.д. в погоне за "синей птицей". Кое-где вдали мелькают дивные, ценные
уголки. Но если и промелькнет перед печальным взором покупателя
какой-либо оазис, тотчас появится неумолимая завеса и запретная надпись
"не продается". И только тяжелое, ро-ковое обстоятельство сдернуло эту
завесу с чудного, прелестного имения, расположенного у самой
платформы...", а далее следовало его описание.
Наличие
исторических памятников в окрестностях приветствовалось. И сообщая о
выставленных на продажу имениях близ первой от Москвы по Нижегородской
линии станции "Кусково", обязательно рассказывали о родовом поместье
Шереметевых. В начале ХХ века имение в 590 с лишним десятин с оценкой
земли 592.105 рублей принадлежало графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву,
другу юности императора Александра III, члену Государственного Совета,
археографу и историку. Человеком Шереметев был небедным - в 11
губерниях он владел 244.000 десятин, так что продавать имение резону
ему не было. Живя то в Петербурге, то в Москве, то в одной из своих
подмосковных, он сохранил в "Кускове" старинные затеи. В регулярном
саду, основанном еще в 1772 году, находились по крайней мере шестьдесят
мраморных изваяний на темы греческой мифологии.
При первом
владельце Борисе Павловиче Кусково было "увеселительной усадьбой". В
петровское время появились каналы вок-руг парка. Позже построены были
"эрмитаж", "итальянский домик" и грот. У подъемного моста стояли 6
пушек - участниц Полтавской битвы. Вечно удивляющийся европейским
диковинкам, Шереметев кое-что повторял на русской почве: у него был
"философский до-мик" со статуей мудреца Диогена, в зверинце близ пруда
содержались олени, "зайцы без счету" и лебеди.
По водной глади
перед "голландским домиком" плавала обряженная в особую форму флотилия.
В постановках театра участвова-ло до 200 актеров. Говорили, что на
праздниках в Кускове бывало до 2000 гостей, а гуляющих - до 50 тысяч.
Всех встречали приветли-во, отчего и пошло выражение "за шереметевский
счет", то есть даром.
Сын его Николай был мягким и мечтательным
человеком. Полюбив дочь местного кузнеца Прасковью, он имел мужество на
ней жениться, объясняя этот поступок прелестью своей избранницы и ее
прекрасной душой. Ради нее он забросил Кусково, а в Останкино выстроил
замечательный дворец с театральной сценой, где и выступала Параша
Жемчугова. А возведенный французским архитекто-ром де-Валли дом опустел
и обветшал. Но кусковский парк так и оставался местом прогулок для всех
желающих. Имеющий обыкнове-ние вести дневник москвич писал: "Пили чай в
роще села Кускова и в его знаменитом саду гуляли с наслаждением, бегали
по густому лабиринту аллей, разбирали надписи на изящных бюстах и
статуях, любовались на рыбок в пруду, заглядывали в окна дома".
В
начале 1880-х годов граф Д.С.Шереметев 92 десятины с садом приспособил
под дачный поселок. Землю он сдавал в аренду та-ким образом: первые 15
лет - 5 копеек с кв.сажени (2,134 кв. м) в год, а следующие 12 лет - 8
копеек. Сдавались и три усадебных зда-ния за 1000 рублей в год. В
1900-е годы от станции проложили до поселка "проспект". Как сообщал
справочник "Населенные местно-сти Московской губернии" за 1911 год, в
Кускове были почтовая и телеграфная контора, квартира урядника, летний
театр, 3 трактира, 3 пивных лавки и аптекарский магазин. Со временем на
Кусково надвинулась Москва, сделав его городским районом.
На
следующей остановке - платформе "Новогиреево" - снять дачу было тоже
возможно, но нелегко. Уже в начале ХХ века на тер-ритории имения
потомственной почетной гражданки Елены Григорьевны Торлецкой
существовал "дачный курорт". Земля ранее при-надлежала ее мужу
Александру Александровичу, известному в Москве благотворителю и
директору Русского музыкального общества. Но в 1885 году супруг
перекочевал на жительство в Одессу, а имение Елена Григорьевна
выкупила. Причем 239 десятин 865 сажен с постройками ей обошлись в
60.000 рублей, учитывая совместно прожитые счастливые годы.
Женщина
просвещенная и знакомая с теориями британца Говарда Хоуарда о
городах-садах, она решила организовать "англий-ский" загородный поселок
для интеллигентных горожан. Землю под застройку не только разбили на
500 участков, но и заблаговре-менно провели водопровод, электричество
и канализацию. Для услуг дачников построили почту, телеграфную и
телефонную станцию, несколько спортплощадок, а рынок образовался сам.
Все улицы в поселке были замощены. От Москвы через Кусково в
Новогиреево ходил трамвай, а от станции - конка.
Сама хозяйка жила
в старом усадебном доме на берегу пруда в окружении цветников и сада.
Величественная старуха озирала свои владения с балкона, где
располагалась с комфортом вместе с компаньонкой и моськами. Сына своего
она обожала, но Иван Александрович, напротив, стремился жить отдельно.
В другом конце имения он построил дом в английском стиле, где
наслаждался до-стижениями цивилизации. Торлецкий купил себе новинку -
граммофон и заводил его вечерами. Чувствуя себя настоящим барином, он,
завидя возвращавшихся с полей крестьян, просил баб сплясать под
аккомпанемент механической машины, бросая в толпу при-горшни золотых.
А
в день его рождения в Новогирееве начиналось настоящее
светопреставление. С утра дачников будили звуки трубы - это каза-чья
сотня с хорунжими и есаулом прибыла на церковную службу и обед. Столы
накрывали на террасе и лужайках. В сирени играл во-енный оркестр.
Перемены блюд следовали одна за другой, а гости все прибывали. Когда
уезжали приглашенные, потчевали прислу-гу, а затем пришедших поздравить
барина селян.
Дачники к слабостям его привыкли, поскольку в
Новогирееве годами отдыхали одни и те же семьи Бахрушиных, Третьяковых,
их родственников и знакомых. Если же какой участок пустовал, то в
газете "Московский листок" хозяева публиковали объявление по-добного
рода: "2 дачи отдаются на лето в версте от ст. Кусково Нижегородской
ж.д. в имении Гиреево Е.Г.Торлецкой, с мебелью, ка-ретным сараем,
конюшнями и ледником. 1380 и 780 руб. Провизия доставляется на место".
Центром дачного поселка была "Торлец-кая дубрава", которая и сегодня
радует москвичей старыми деревьями, посаженными при Голицыных,
владевших этими землями еще в XVII веке.
Из Гиреева дачники пешком
ходили в Горенки, бывшую усадьбу Разумовских (ныне ст. Горенки).
Когда-то сын гетмана, большой любитель природы, создал здесь всемирно
известный ботанический сад. О нем писали: "Богатства природы, собранные
в теплицах и оранжереях приводят в восхищение... В здании около 40
футов вышины собраны огромные редкие деревья, и зритель гуляет в тени
пальм, кипарисов, бамбука, ямайского кедра и других деревьев столь же
редких и замечательных, как драконова кровь, американская маслина и
проч."
Построенный в XVIII веке по проекту архитектора Александра
Менеласа дом когда-то был верхом гармонии. Но в трудную для
на-следников минуту, усадьба была куплена купцом Волковым, который во
дворце с расписным плафоном и чудными гобеленами разме-стил текстильные
машины и устроил фабрику. Когда он разорился, усадьба попала в руки
другого фабриканта Владимира Алексееви-ча Третьякова, которому в год
приносила 11200 рублей (при налогах и сборах в 560 рублей), а потом
перешла к его сыну Константину. Тот стал реставрировать дом,
восстанавливать лепные украшения залов и открыл под грубым деревянным
настилом потрясающей красоты инкрустированный пол. Побывавший в
Горенках Александр Алексеевич Бахрушин, основатель театрального музея,
сожалел, что умер Чехов и нельзя ему показать эту "антитезу" "Вишневому
саду".
Недалеко от Горенок тогда уже сформировались дачные поселки
"Никольское" на земле князя Дмитрия Петровича Салтыкова и "Вишняково".
Последний, на земле купчихи Татьяны Васильевны Вишняковой, охватывал
422 десятины, которые оценивались в 1899 году в 30.954 рубля, но если
учесть, что участки сдавались самое меньшее за 25 копеек кв.сажень, то
в кассу хозяйки поступало в год 253.200 рублей. Водопровода и
электричества у Вишняковой не было. Но имелись клуб, библиотека и
крокетная площадка. До плат-форм "14 верста" и "Салтыковка" ходили
экипажи.
"Салтыковка" находилась в середине "курортного" городка,
раскинувшегося по обе стороны от железнодорожного полотна.
Бла-гоустроенные бревенчатые дома, рассчитанные на проживание в летнее
и зимнее время, стоили от 2500 до 3700 рублей в год, а то и дороже. На
станционной площади народ толпился у бакалейных магазинов. В чайных,
почтовой конторе и на рынке все было "к услу-гам дачников". Вечерами
отдыхающие собирались в летнем театре или клубе "Лира" на спектакли и
вечера с участием московских знаменитостей. На гимнастических площадках
тренировались атлеты, а на газоне футбольного поля шли состязания
любительских ко-манд.
Поселившись "в деревне", люди кардинально
меняли свои привычки. Они участвовали в любительских спектаклях,
занимались живописью, разъезжали на велосипедах в смешных "детских
костюмчиках" или увлекались усадебными экскурсиями. В этих местах они
совершали походы в бывшее имение Румянцева-Задунайского
Троицкое-Кайнарджи, в старинное Фенино - посмотреть памятник Екатерине
Великой или в усадьбу Пехра-Яковлевское. Она находилась в пяти верстах
от "Салтыковки" у села Леоново и принадле-жала генеральше Марии
Степановне Рооп. Дом в традициях классицизма с выгнутыми колоннадами,
соединенными с флигельками, театр и оранжерея были построены в XVIII
веке при князьях Голицыных и их потомках. Помещица обитала в неге и
покое, понемногу проживая свои угодья. Тому благоденствию разом
наступил конец, и все из-за земельных дел.
Торговый дом "Петра
Свешникова сыновья", промышлявший мехами и лесными материалами, решил
приобрести у нее какое-то имение. На авто глава фирмы Иван Петрович
поехал в Леоново и почти убедил слабую женщину, но тут наступила у нее
охота посове-товаться с мужем, который временно жил в "Лоскутной
гостинице", решая кое-какие дела в городе. Вместе с дамой Свешников
от-правился туда, где они застали Христофора Христофоровича с
француженкой в номере. В расстроенных чувствах, госпожа Рооп даже не
торговалась, хотя в проданном ею участке было 10.000 десятин
превосходного леса.
Земли генеральши граничили с имением "Кучино"
наследников Александры Степановны Рябушинской. Вдова основателя
"Това-рищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" завещала в
1901 году своим 13 детям капитал в наличности и акциях, а также
загородную усадьбу площадью 539 десятин 420 сажен, оцениваемую в
764.800 рублей. Совместное владение следовало, по воле ма-меньки,
разделить так, чтобы каждая из пяти дочерей получила бы 1/14 часть
недвижимого (угодья, строения) и 1/13 часть движимого имущества
(хозяйственный инвентарь, растения, экипажи, мебель, принадлежности
водопровода и прочее), а каждый из восьми сыно-вей - соответственно
9/112 и 1/13 части.
У всех родственников были разные планы на
развитие своей собственности, и полюбовно поделить имение не удавалось.
Чтобы совершить справедливый раздел, Рябушинские обратились к
третейскому суду, который продолжался не один месяц. Дважды
прово-дилась оценка всех угодий: леса, пашни, лугов, строений и
прочего. За восемь лет некоторые из наследников продали свою долю
братьям и сестрам. А брат Дмитрий Павлович за эти годы создал в Кучино
первый в мире Аэродинамический институт, так что в небе над лесами и
лугами здесь постоянно парили удивительные "коробчатые" воздушные змеи
для измерения силы ветров.
В 1908 году перед судом встала новая
задача - спланировать участки так, чтобы каждая из 4-х сестер получила
24/336 на сумму 51.939 рублей; два брата - 27/336, то есть на 57.818
рублей, а 6 остальных - по 31/336, что составляло 66.383 рублей. Люди,
представ-лявшие деловую элиту Москвы, сражались за каждую десятину и в
результате получили свое.
В стороне от этих проблем стоял лишь
великолепный "Николаша" - Николай Павлович, издатель и редактор журнала
"Золотое руно", художник, писатель-дилетант. Отказавшись от Кучина, он
устроил там последнее торжество - "Праздник роз". В августе 1907 года
на Нижегородском вокзале собралась вся элегантная Москва. Приглашенных
доставил в Кучино специальный экспресс.
Основная масса пассажиров
ехала до станции "Обираловка", известной трагическим концом героини
романа Льва Толстого Анны Карениной, а платформа "Кучино" была открыта
на Нижегородской линии на деньги Рябушинских, и от нее в имение шло
частное шоссе.
Несколько десятков троек с бубенцами повезли гостей
в имение. Там на газоне заранее возвели беседки, увитые темно-красными
розами. Розы украшали столы, свисали гирляндами из корзин под потолком,
красовались на изящном меню обеда. Несколько оркест-ров негромко
играли, не мешая друг другу. Потом были прогулки по парку, ужин... А
когда стемнело, в небо взвились сотни огней праздничного фейерверка.
Сегодня
на месте имения Кучино строятся новые сельские усадьбы, а вдоль
Нижегородской дороги создаются жилые сообщества элитного типа. В
старину центром загородных владений всегда были парк или роща.
Знаменитый Арнольд Регель, автор книги "Изящное садоводство", которой
руководствовались дачники сто лет назад, говаривал, "художество вовсе
не исключает расчета и прекрасно вяжется с экономией", а "при
наличности меры та же дача, тот же лесок, тот же миньятурный садик
могли бы стать уютным, прекрасным уголком!"
Елена САВИНОВА Исторические фотоиллюстрации Михаила ЗОЛОТАРЁВА
№ 6 (51) 2004 Новый Иностранец
|